Гости Витебска — участники телепрограммы «Кривое Зеркало»: о казусах во время выступлений и о том, над чем шутить нельзя (www.gorodvitebsk.by)

Автор: Анна Козловская

Фото: Ольги Будавко

1Профессии бывают разные: некоторые люди трудятся на заводе, кто-то не дремлет за баранкой автомобиля, а многие связывают свою жизнь с педагогической деятельностью. Но есть одна особенная профессия: смешить людей, доставлять удовольствие и положительные эмоции. Эту стезю и выбрали Виктор Разумовский, Михаил Церишенко, Александр Морозов, артисты театра «Братья по Разуму». Недавно они представили витебчанам свою двухчасовую юмористическую программу, а после концерта состоялась пресс-конференция, на которой триумфаторы раскрыли некоторые секреты своего творчества.

– Расскажите, как возник ваш театр и откуда такое название?

Александр: Думаю, об этом лучше знает Виктор Разумовский, наш руководитель и главный режиссер (улыбается).

Виктор: Коллектив возник в 1995 году и сначала представлял юмористический тандем. До этого у меня была своя клоун-мим группа «Нафталин», а Саша Морозов работал в театре «Комиксы». Впервые мы встретились на юмористическом фестивале в Волгограде, здесь и задумались над созданием совместного проекта. Так как фамилия у меня Разумовский, а прозвище Разум, решили, что театр назовем «Братья по Разуму». В 1999-м стали лауреатами «Кубка юмора», на этом Всероссийском конкурсе нас и назвали театром парадоксального юмора.

Михаил: А выступать втроем мы стали 4 года назад, уже во время совместной деятельности в «Кривом зеркале». Тогда в команде с ребятами был Игорь Христенко, но он решил заняться сольной карьерой, а меня выставил на замену. Я был не против, правда, пришлось дать взятку Разумовскому (смеется).

– Как Вы попали в программу «Кривое зеркало»? Наверное, у каждого была своя история?

Александр: Могу похвастаться, что Михаил Церишенко оказался в проекте благодаря моей инициативе. В «Зеркало» требовался артист для исполнения одной из ролей, и я получил приглашение. Но мне пришлось отказаться, потому что на тот момент я работал с Яном Арлазоровым. Миша был задействован на другом канале в телепрограмме «Кышкин дом», Евгений Ваганович обратил на него внимание и предложил мою роль.

Михаил: На самом деле он решил, что я такой же красивый и стройный, как Морозов, поэтому и пригласил меня (смеется).

Виктор: А я расскажу такую историю. В один прекрасный день принимаю звонок от Сергея Чванова (бабушка Матрена из проекта «Новые Русские Бабки» – Прим. автора). Я поднимаю трубку, кричу: «А, Сергей, привет! Ну, как ты, что нового?». И тут слышу: «Это не Сережа, это Женя. Петросян Женя». После этого телефонного разговора я и оказался в программе.

– Откуда Вы берете шутки, и что Вас вдохновляет на их создание?

Александр: У нас много авторских шуток. Специально обученные люди, писатели-юмористы, пишут для «Кривого зеркала» сценарии. Мы разучиваем их, репетируем спектакли, в процессе что-то убираем или добавляем, сами придумываем номера.

Случались ли у вас казусы во время выступлений?

 Михаил: Конечно, и очень часто. Например, сегодня, во время концерта, я нечаянно ударил Витю по лицу, и так сильно, что чуть не рассек ему губу. А он не побежал за кулисы, а стоял и улыбался сквозь боль. Зрители не должны видеть труд артиста, наша задача – дарить улыбки и радость.

– За время работы в театре вы стали не просто хорошими коллегами, но и друзьями. А есть какие-то события, которые вы вместе празднуете?

Михаил: Конец съемок «Кривого зеркала». Для нас это огромный праздник. Просто многие не знают, как на самом деле протекает работа над проектом и сколько сил на него уходит. В театре трудится много актеров, и все представляют собой самостоятельные творческие единицы. Но раз в четыре месяца Евгений Петросян собирает всех, чтобы познакомить со сценарием и приступить к подготовке очередного выпуска. Мы репетируем до 2 с половиной недель 3-4 программы. Но самое интересное наступает, когда начинаются проверочные концерты. Мы ездим по городам Подмосковья (их, как правило, восемь или девять), с текстом в руках, в костюмах, которые еще не совсем готовы, выходим к людям и представляем еще «сырой» спектакль. Зрителей обычно приходит много, ведь всем интересно узнать процесс творчества изнутри. Ну а мы смотрим, какие шутки хорошие, а что можно выкинуть. После пробных концертов выходим к публике подготовленными, и тогда выступления записывают. На самих съемках присутствует ужасное волнение, актеры пишут шпаргалки, потому что выучить такое количество текста (4 спектакля) за один месяц практически невозможно. Но, когда все получается, понимаем, что работали не зря.

– О чем бы вы никогда не стали шутить?

Александр: Для меня табу – религия. Я верующий человек, поэтому шутки на данную тему не приветствую.

Михаил: Я не шучу над тем, что меня коробит. У каждого в жизни есть своя планка. Если бы мне сказали раздеться на сцене, и я понимал, что сие надо для дела и это будет весело, я бы разделся. Для меня такое действо не создает моральных проблем. Но есть ситуации, над которыми я бы не стал шутить.

Виктор: Я думаю, выражу общее мнение, если скажу, что юмор не должен быть злым и скучным. Мы работаем, чтобы людям было радостно. Для этого и выходим на сцену